В Кудровском центре образования № 1 появилась ресурсная комната – пространство для эмоционального и физического развития и обучения детей, гармонизации их внутреннего состояния, а также оказания помощи ребятам, нуждающимся в повышенном внимании психологов и логопедов.
Помещение оборудовано в рамках реализации федерального социального проекта «На урок – вместе» при поддержке компании IngkaCentres, региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» и ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ». Такая инициатива в первую очередь направлена на продвижение инклюзии в образовании и обществе в целом.
На открытие ресурсной комнаты приехали партнеры учреждения, благодаря которым теперь есть место для совершенствования способностей воспитанников. Среди почетных гостей – Денис Роза, директор РООИ "Перспектива", Нурсина Галиева, координатор отдела развития инклюзивного образования РООИ "Перспектива", Дмитрий Макушкин, менеджер проекта "На урок вместе" РООИ "Перспектива", Яковлева Ольга, менеджер проекта по СПб, Анастасия Чертунина PR СПб.
Кроме того, в этот день все желающие ученики побывали в ресурсной комнате, посетили занятия логопеда и психолога и, конечно же, испробовали все современные новшества. Сотрудники центра образования провели экскурсию для маленьких и взрослых слушателей, подробно рассказав о новых приобретениях, способствующих лучше усваивать школьный курс. На входе детей ждет красочный календарь с иллюстрациями. Заполняя его, ребята формируют знания о временах года, месяцах, днях недели, числах. Вписывают в него свои планы, а затем дают оценку проделанной работе. Выкладывают на деревянной поверхности яркие картинки, характеризующие погодные условия, знакомясь с особенностями природы.
Гости попробовали выполнить упражнение на парных дидактических лабиринтах: двумя руками одновременно провести фигуркой от начала и до конца спиралей. Такие тренировки развивают межполушарное взаимодействие, развивают координацию. Экскурсантам продемонстрировали «Нумекон» – набор для тех, кто еще не знаком с математикой, но очень хочет научиться считать. В наглядном материале цифры от одного до 10 представлены в виде разноцветных пластмассовых фигур различных форм. Это помогает воспитанникам показывать в буквальном смысле слова состав числа, процессы сложения, вычитания и деления. Подобная практика с легкостью позволяет постигать точную науку.
Школьники могут усовершенствовать коммуникативные качества с помощью кукольного театра. Вживаясь в роли персонажей, выражая в игре свои чувства, моделируя бытовые ситуации, они налаживают общение со сверстниками. Для решения данных задач подходит и психологическая песочница. В ней ребенок, используя фигурки и песок, демонстрирует ситуации, в которых у него возникают те или иные сложности. Видя их, педагоги работают с детьми над устранением различных трудностей. В кабинете также имеется световая песочная доска. Рисуя на ней, ученики снижают уровень тревожности, стимулируют творческие способности и тактильные ощущения. Ребята совершенствуют художественные навыки и на прозрачном мольберте, где создавать картинки можно совместно с педагогом, не боясь совершить ошибку. Рисовать на мольберте можно фломастерами или красками, используя губки, кисточки и даже пальчики.
Большой интерес у посетителей ресурсной комнаты вызвал развивающий куб, созданный по методике итальянского педагога и врача Марии Монтессори. По мнению ученого, процесс изучения окружающего мира у ребят должен основываться на чувственном познании, то есть происходить при взаимодействии зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. На каждой стенке квадратного ящика разместились различные элементы: лабиринты, песочные часы, машинки, шнуровки и руль. Куб идеально подходит для тренировки мелкой и крупной моторики рук, а она, как подчеркнули школьные специалисты, способствует развитию памяти, мышления и внимания.
Некоторым малышам тяжело пользоваться застежками на одежде. В центре образования нашли решение и такой проблемы. На стене разместили панели с молниями, шнурками и пуговицами. Немножко потренировавшись, школьники начинают справляться с этой задачей самостоятельно. Кроме всего прочего, в помещении есть балансировочные качели, платформы и доски, позволяющие улучшить чувство равновесия и вестибулярный аппарат. Кабинет также оснащен специальными партами для инвалидов-колясочников и детей с ДЦП.
Стоит отметить, что здесь мальчишки и девчонки могут не только усовершенствовать свои способности, но и просто приятно отдохнуть, получить эмоциональную и двигательную разгрузку. Для этого созданы все необходимые условия: удобные напольные пуфики, кресло, повторяющее форму тела, и арка, где можно спрятаться, как в домике. Большой популярностью пользуется так называемое яйцо Кислинга – мягкий мешок шарообразной формы, в который ребята залезают целиком.
Сотрудники школы уверены, что кабинет станет отличным подспорьем для детей и их родителей. Сегодня Кудровскую школу № 1 посещают около 2000 человек, 15 из них осваивают предметы по специальной адаптированной программе. Однако директор Елена Кузнецова подчеркнула, что комната доступна для всех ребят, которым необходима поддержка и помощь психологов, логопедов или тьютора. «Современные образовательные процессы порой вызывают стресс у ребят. В помещении есть необходимый инвентарь и работают высококвалифицированные специалисты, которые помогут справиться с переживаниями. Некоторые дети испытывают потребность выразить эмоциональные всплески, другие хотят избавиться от зажатости. Наши ресурсы позволяют решить подобные проблемы. Педагоги занимаются коррекцией сенсорного развития, речевых, вегетативных нарушений и многим другим. Оказывают психологическую поддержку тем, кто в ней нуждается. Показывают упражнения по развитию мелкой моторики, особенно важные для учащихся в начальных классах. Мы не откажем ни одному родителю, обратившемуся за содействием. При этом будет соблюдена конфиденциальность информации», – отметила Елена Александровна.